cookingoffroad (cookingoffroad) wrote,
cookingoffroad
cookingoffroad

Categories:

О балете «Щелкунчик». Часть 2. Сюрпризы Чайковского

Продолжение.
Начало см. О балете «Щелкунчик». Часть 1. От Гофмана до Петипа и Чайковского
**
Балет «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского впервые был представлен перед зрителями 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.



Музыкальная партитура и инструментовка были закончены задолго до премьеры. Чайковский даже объединил шесть крупных фрагментов в сюиту, которая прозвучала в исполнении симфонического оркестра еще в марте 1892 года. Успех был огромным. Публика ждала выхода на сцену балета с нетерпением. Ожидание усиливалось предвкушением сюрпризов, обещанных композитором.
На деле постановка блистала великолепием, сам Чайковский писал, что она «даже слишком великолепна, — глаза устают от этой роскоши».
Но отзывы прессы были далеко не единодушны. Среди высказываний о музыке попадались и такие: «Щелкунчик».. «кроме скуки ничего не доставил».. «музыка его далеко не то, что требуется для балета». Определенная почва для подобных отзывов у блюстителей «старых» балетных традиций имелась.
Я уже упоминала (см. часть 1), что Чайковский стал одним из великих реформаторов балетной музыки. «Балет – та же симфония», – считал Петр Ильич. Эту идею он развил и в «Щелкунчике». Его музыка стала равноценным сценическому действию компонентом, а не простым сопровождением и созданием метрического ориентира для танцовщиков, как это было до него. Здесь со всей полнотой и ясностью объединились лучшие черты Чайковского и как музыкального драматурга, и как зрелого симфонического композитора.
Еще одним приятным моментом для зрителей было то, что исполнить одну из партий на премьере была приглашена знаменитая итальянская танцовщица Антониэтта Дель-Эра. Заядлым балетоманам эта новость, конечно, стала известна еще до спектакля, и они с нетерпением ожидали появления итальянки на сцене, полагая, что это и есть главный сюрприз премьеры.
Когда же появится эта неведомая «фея Драже»? Сам Чайковский тоже с трепетом ждет этого момента.. Но совсем по другой причине – в оркестровке ее танца участвует новый музыкальный инструмент, с которым петербургская публика еще не знакома! Секрет, тщательно охраняемый композитором и его ближайшими друзьями целый год.
Диковинный инструмент – челеста.. О ней я расскажу отдельно.
**
Источники:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efd4338c-222a-fd3e-2c7c-7001f671e346/Tcaikovsky_Shelkunchik.htm
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/6/16/3_2200/

**
Материал участвует в  ФМ "Путешествие в королевство Щелкунчика"
**
Фото с сайта Красноярского государственного театра оперы и балета (постановка 2008 г).
**
Продолжение см. О балете «Щелкунчик». Часть 3. Диковинная челеста
**
Tags: Новый год, балет, искусство, история, музыкальное, познавательно, развлечения, рождество, театр, щелкунчик
Subscribe

Posts from This Journal “щелкунчик” Tag

promo cookingoffroad december 5, 19:31 460
Buy for 10 tokens
Добрый день! Вот и зима на календаре! Приветствую всех, кто ждал! А кто не ждал, не отчаивайтесь, не такая уж и она длинная – пройдет, глазом моргнуть не успеем. Тем более, если соберемся большой тесной компанией на кулинарно-настроенческий флешмоб Зимние посиделки! Давайте…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “щелкунчик” Tag